Религиозная идентичность и формы ее проявления у башкир Беларуси
2025
Исследуется уровень значимости религиозной идентичности у башкир, проживающих в Беларуси. Рассматривается соблюдение ими религиозных практик и установок на этноконфессиональное взаимодействие, а также случаи религиозной конверсии. Для башкир Беларуси характерна высокая степень религиозной терпимости, которая проявляется не только в их отношении к смешанным бракам, но и в их распространенности. Основная часть респондентов считает значимым соблюдение религиозных праздников, обращается к Всевышнему с молитвой, произносимой в свободном виде. Особое место в их религиозной идентичности занимает традиция добровольного пожертвования (садака, хаер).Проведенное этносоциологическое исследование показало, что у башкир религия выступает не в качестве мировоззренческой системы, а является частью этнического самосознания и традиционных ценностей. Многие из них называют себя этническими мусульманами, а также «мусульманами по рождению», или «мусульманами по традиции». Они не относят себя к глубоко верующим, поскольку не придерживаются многих требований шариата (не делают пятикратный намаз, не соблюдают пост (ураза) и пищевые табу и т. д.). Анализ содержащихся в историографии сведений о значимости религиозной идентичности у башкир Башкортостана и прилегающих к республике регионов позволил сделать вывод о том, что характерная для диаспоры тенденция в данной области является отражением происходящих там процессов.Исследование основано на полевых материалах автора, собранных в 2021–2025 гг. у представителей башкир и уроженцев Башкортостана, проживающих в Беларуси. Данные опроса в виде углубленного интервью впервые вводятся в научный оборот.
Цитирование
Список литературы
1. Бердин, А. Т. Башкиро-татарский этносоциальный симбиоз с точки зрения историософии / А. Т. Бердин // Вестник Башкирского университета. – 2015. – Т. 20, № 2. – С. 681–685.
2. Духовная культура башкирского народа: в 3 т. / Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние соц.-гуманитар. наук и технологий, Ин-т истории, яз. и лит. УФИЦ РАН; под общ. ред. А. В. Псянчина. – Уфа: Гилем, 2018. – Т. 1: Фольклор и искусство. – 352 с. – URL: https://bashenc.online/upload/uf/ae2/Psyanchin.pdf (дата обращения: 16.01.2025).
3. Идиатуллов, А. К. Специфика женской религиозности у тюрков-мусульман России (на примере татар, башкир и карачаевцев) / А. К. Идиатуллов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22075 (дата обращения: 22.02.2025).
4. Башкирка из Молодечно: «Мужчины обращают на меня внимание как на экзотику, а я шаманка» // Минская правда: информ. агентство. – URL: https://mlyn.by/06062024/bashkirka-iz-molodechno-muzhchiny-obrashhayut-na-menya-vnimanie-kak-na-ekzotiku-a-ya-shamanka/ (дата обращения: 16.11.2024).
5. Население Башкортостана // ВикипедиЯ. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Башкортостана (дата обращения: 16.01.2025).
6. Квилинкова, Е. Н. Полевые материалы автора (ПМА) / Е. Н. Квилинкова // Материалы полевых исследований по башкирам Беларуси за 2021–2025 гг.
7. Султангареева, Р. Творчество башкирских сказителей в прошлом и настоящем / Р. Султангареева // Бельские просторы. – 2005. – № 1. – URL: https://www.hrono.ru/text/2005/sultang01_05.html (дата обращения: 16.11.2024).
8. Суюнова, Л. Д. Смысловое содержание терминов «русские мусульмане», «этнические мусульмане» и «этнические неофиты» в исследовании феномена «религиозная конверсия» с позиций теолога / Л. Д. Суюнова // Minbar. Islamic Studies. – 2021. – Т. 14, № 2. – С. 472–498. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-2-472-498
9. Ямаева, Л. А. Особенности религиозной культуры современных башкир-мусульман / Л. А. Ямаева // Проблемы востоковедения. – 2015. – № 2 (68). – С. 26–31.
Похожие публикации