Опираясь на европейский и общемировой опыт выражения идеи художественного произведения, китайские художники непременно включали собственную национальную традицию в контекст такого произведения. Это привело к переосмыслению европейских концепций в рамках собственной культуры и созданию уникальных концепций живописи. Среди них как традиционные (го-хуа), так и новые концепции (концептуальное искусство, циничный реализм, политический и культурный поп-арт, вульгарное искусство, живопись женского движения Китая). Развитие современного искусства в Китае, как и во всем мире, характеризуется многовекторностью, большим количеством направлений, внутри каждого из которых могут сосуществовать концепции, в определенных моментах противоречащие друг другу. Спектр концепций в живописи Китая в начале третьего тысячелетия достаточно сложно подробно структурировать, однако можно выделить три основных концептуальных вектора (направления): «смысл-образ», «образ-смысл», «понимание-смысл». Концепции внутри трех векторов существуют и развиваются, опираясь на европейский и общемировой опыт выражения идеи художественного произведения, одновременно включая собственную национальную традицию в контекст художественного произведения. Каждая концепция либо опирается на традицию, либо отвергает её; то стремится сопоставить, то противопоставить традиции современное искусство. Благодаря подобным феноменам китайская живопись смогла преодолеть кризис повторения концепций, не ограничивать актуальность современного искусства его поверхностным планом.
1. Левитт, С. Параграфы о концептуальном искусстве / С. Левитт // Moskow ART Magazine. − 2008. − № 69 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/69/paragr-concept/. − Дата доступа: 16.04.2017.
2. Золотарева, Л. Р. Методы исследования в современном искусствоведении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2014/Philosophia/1_169435.doc. htm. – Дата доступа: 31.07.2015.
3. Иванова, Ю. В. Традиционная живопись в современной культуре Китая / Ю. В. Иванова, Н. Ф. Яковлева // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. – 2013. – № 4(51). – С. 228–236.
4. Артемьева, Л. С. Основные интерпретационные стратегии современного искусствознания: метод. рекомендации к программе курса / Л. С. Артемьева. – М.: РГГУ, 1997. – 121 с.
5. Artlinkart database [Electronic resourse]. −2017. – Mode of access: http://www.artlinkart.com/en/artist/wrk_sr/dcaiyAr. – Date of access: 19.02.2017.
6. Beijin Reviev China’s National English news weekly [Electronic resourse]. – 2017. – Mode of access: http://www. bjreview.com.cn/life/txt/2012–05/07/content_451160.htm. − Date of access: 19.02.2017.
7. Сяо, Чжоу. Краткий анализ «авангарда» в китайском искусстве / Чжоу Сяо // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 46–48.
8. Chae, Youn-Jeong. Film Space and the Chinese Visual Tradition: а dissertation Ph. D. / Youn-Jeong Chae. − New York University, 1997. – 570 р.
9. Бабушкина, О. В. Феноменолого-экзистенциальный подход к интерпретации абстрактной живописи: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.04 / О. В. Бабушкина; Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2004. – 204 с.
10. Чистякова, А. А. Смысл стиля: постмодернизм, демистификация и диссонанс в китайском авангардном искусстве после событий на площади Тяньаньмэнь / А. А. Чистякова, Чи Жань Джулия // Социол. обозрение. – 2010. – № 2. – С. 87–91.
11. Barnhart, R. Survivals, revivals, and the classical tradition of Chinese figure painting. Proceedings of the International Symposium on Chinese Painting / R. Barnhart. – Taipei: National Palace Museum, 1972. – 205 p.
12. Неглинская, М. А. Абстрактный экспрессионизм и китайская национальная живопись го-хуа конца ХХ века [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/Абстрактный_экспрессионизм_и_китай-ская_национальная_живопись_го-хуа_конца_ХХ_в. − Дата доступа: 07.05.2013.
13. Anagnos, A. Cultural Nationalism and Chinece Modernity. In Cultural Nationalism in East Asia: Representation and Identity, ed. Harumi Befu / A. Anagnos. – Berkeley: University of California Press, 1993. – 356 p.
14. Bonnefanten museum Maastricht [Electronic resource]. – 2014. − Mode of access: http://www. bonnefanten.nl/en/ exhibitions/baca_cai_guo_qiang/. – Date of access: 02.09.2016.
15. Artnet Auctions (gallery) [Electronic resource] / Artnet Worldwide Corporation. – New York, 2014. – Mode of access: http://www.artnet.com/artists/pan-yuliang/past-auction-results. – Date of access: 20.03.2015.
16. Hu, Ying. Tales of Translation: Composing the New Woman in China, 1899−1918 / Ying Hu. − Stanford: Stanford University Press, 2000. – P. 112–225