Камерный кюй – новый жанр казахской академической музыки
С момента становления камерно-инструментальной музыки Казахстана вектором творческого поиска, основой синтеза национального и западного музыкального мышления стал традиционный инструментальныйжанр – кюй. Цель статьи – раскрытие черт традиционного жанра в рамках академической музыки и презентация нового жанра – камерного кюя.Выражение кюя в произведениях представлено многообразно. Воплощение семантики кюя в его образном значении дается в названии произведения. При использовании народного инструментального жанра в профессиональном письменном творчестве авторы дают функциональную ассоциацию, представленную в произведении в видефрагмента (мелодике или аккомпанементе). Следующим моментом в градации черт кюя в камерно-инструментальном творчестве композиторов Казахстана является господство его черт: моторики, вариантно-вариационного развития формы, фактуры на всем протяжении произведения или его части.Формирование нового жанра – камерного кюя – явилось итогом творческих исканий казахского народного инструментального творчества – кюя, соединение закономерностей его темообразования и формообразования с достижениями европейского творческого опыта. По форме эти пьесы представляют собой кюй (чередование трёх регистровых зон, характерных для традиционного жанра), в гармонии применяются квартово-квинтовые созвучия, воссоздающие в звучании европейского инструмента обертоновую плотность домбрового тембра.