Установлено, что важнейшие направления развития конструкции сельскохозяйственных тракторов основаны на увеличении их производительности. Увеличение производительности осуществляется посредством повышения как энергонасыщенности, так и универсальности, позволяющей увеличить время непрерывной работы и коэффициент использования трактора. Определено, что повышение энергонасыщенности обеспечивается за счет увеличения мощности силового агрегата колесных тракторов до 600 л.с., а также дополнения модельных рядов гусеничными тракторами нового технического уровня, близко унифицированными с колесными моделями аналогичной мощности. При этом ведущие производители тракторной техники разрабатывают концепцию сельскохозяйственного трактора с двигателем мощностью свыше 500 л.с. Увеличение универсальности тракторов сопровождается развитием их конструкции, обеспечивающим увеличение максимальных и средних скоростей движения. Увеличение транспортных скоростей до 50–60 км/ч и более достигается за счет совершенствования ступенчатых коробок передач, разработки и внедрения бесступенчатых трансмиссий, использования и улучшения характеристик подвесок переднего ведущего моста (ПВМ), кабины и сиденья оператора, применения тормозов колес ПВМ, антиблокировочных и противобуксовочных систем, всеколесного рулевого управления. Подробно рассмотрены особенности конструкции концептуальных моделей тракторов Fendt TRISIX Vario с двигателем MAN D2676 мощностью 540 л.с. и колесной формулой 6ç6, DEUTZ-FAHR Agro XXL с двигателем DEUTZ TCD 2015 мощностью 600 л.с. и колесной формулой 8ç8, New Holland NH2 на водородных топливных элементах. Показано, что для повышения технического уровня тракторной техники большое внимание уделяется улучшению условий труда оператора, в том числе путем совершенствования конструкции, улучшения эргономических и эстетических свойств кабин, внедрения бортовых электронных систем контроля, диагностики и управления. Для снижения издержек и повышения эффективности сельскохозяйственного производства осуществляется все более широкое применение систем точного земледелия.
1. Черноиванов, В. И. Мировые тенденции машинно-технологического обеспечения интеллектуального сельского хозяйства / В. И. Черноиванов, А. А. Ежевский, В. Ф. Федоренко. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. – 284 с.
2. Дубовик, Д. А. Основные направления развития автотракторокомбайностроения / Д. А. Дубовик, О. М. Еловой, Л. Ю. Бакалова. – Минск: Объед. ин-т машиностр. Нац. акад. наук Беларуси, 2014. – 176 с. – Деп. в ГУ «БелИСА» 17.07.2014 № Д201411.
3. Fendt Trisix Vario [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mods4fs.ru/publ/sortirovka_po_tipu/traktory/ fendt_trisix_vario/3-1-0-19 – Дата доступа: 16.11.2016.
4. Deutz-Fahr Agro XXL [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://avtohistor.ru/obzor-selhoztehniki/deutzfahr-agro-xxl.html – Дата доступа: 16.11.2016.
5. Спириданчук, Н. В. Повышение эффективности использования колесного трактора класса 1,4 на транспортных работах в сельскохозяйственном производстве Амурской области: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.20.01 / Н. В. Спириданчук. – Благовещенск, 2010. – 21 с.
6. Дубовик, Д. А. Снижение энергозатрат многоприводных колесных машин путем совершенствования механических приводов ведущих колес: дис. … д-ра техн. наук: 05.05.03 / Д. А. Дубовик. – Минск, 2011. – 406 с.
7. Выбор типа и параметров современной тракторной трансмиссии / П. А. Амельченко [и др.] // Тракторы и сельхозмашины. – 2013. – № 8. – С. 14–19.
8. Fendt 900 Vario [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fendt.com/ru/assets/article/22190/900Vario_ G3_03-2015_RU_Web.pdf – Дата доступа 27.02.2017.
9. Дубовик, Д. А. Гидрообъемно-механические трансмиссии мобильных машин. Кинематический и силовой расчет / Д. А. Дубовик, В. И. Прибыльский // Вес. Нац. акад. навук Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук. – 2016. – № 4. – С. 61–72.
10. Самородов, В. Б. Обоснование оптимальных конструктивных параметров бесступенчатой трансмиссии трактора / В. Б. Самородов, А. В. Рогов // Вестн. Нац. техн. ун-та «ХПИ»: сб. науч. тр. Вып.: Автомобиле- и тракторостроение. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2010. – № 1. – С. 8–14.
11. Амельченко, П. А. Гидромеханическая бесступенчатая трансмиссия гусеничной машины / П. А. Амельченко, Д. А. Дубовик, В. А. Коробкин // Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии: материалы Междунар. науч.-техн. конф. / М-во образования Респ. Беларусь, М-во образования и науки Рос. Федерации, Белорус.-Рос. ун-т; И. С. Сазонов (гл. ред.) [и др.]. – Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2015. – С. 174–175.
12. New Holland NH2 – трактор на водородных топливных элементах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dailytechinfo.org/energy/67-new-holland-nh2-traktor-na-vodorodnyx-toplivnyx.html – Дата доступа: 01.03.2017.
13. Дубовик, Д. А. Повышение проходимости внедорожной машины посредством рационального привода колес управляемых мостов: дис. … канд. техн. наук / Д. А. Дубовик. – Минск, 2003. – 253 с.
14. NEW HOLLAND T9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://d3u1quraki94yp.cloudfront.net/nhag/apac/ ru/assets/pdf/agriculture-tractors/IR1103NCIS.pdf – Дата доступа: 01.03.2017.
15. CLAAS. XERION 5000-4000. Поворотная кабина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.claas. ru/produkte/traktoren/xerion5000-4500-4000-lrc/kabine-komfort/kabine – Дата доступа: 01.03.2017.
16. Основные тенденции развития современного сельскохозяйственного тракторостроения / П. А. Амельченко [и др.] // Образование, наука и производство в XXI веке: современные тенденции развития: материалы юбилейн. Междунар. конф. / М-во образования Респ. Беларусь, М-во образования и науки Рос. Федерации, Белорус.-Рос. ун-т; И. С. Сазонов (гл. ред.) [и др.]. – Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2016. – С. 157–158.
17. Vysotskii, M. S. Mismatch of Rotational Kinematics of Controllable Truck Wheels / M. S. Vysotskii, D. A. Dubovik, Yu. I. Nikolaev // Rus. Eng. Res. – 2010. – Vol. 30, № 10. – P. 989–994.
18. Дубовик, Д. А. Рассогласование кинематики поворота управляемых колес и эффективность ходовых систем колесных машин / Д. А. Дубовик // Тракторы и сельхозмашины. – 2010. – № 5. – С. 24–27.
19. JCB Трактор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jcbblog.ru/jcb_traktor__0_7491.html – Дата доступа: 28.03.2017.
20. Дюжев, А. А. Развитие бортовых электронных и мехатронных систем в Республике Беларусь / А. А. Дюжев, Д. А. Дубовик, В. В. Савченко // Мехатроника, автоматизация, управление. – 2013. – № 9. – С. 41–46.
21. Беспилотные технологии Case IH могут появиться на обычных тракторах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agro-max.ru/tehnopark/bespilotnye-texnologii-case-ih-mogut-poyavitsya-na-obychnyx-traktorax/ – Дата доступа: 30.08.2017.