%0 article %A Божкова В. В., %A Болотько Л. М., %A Бурак Р. Н., %A Козерук Б. Б., %A Людчик А. М., %A Мельник Е. А., %T Суточный ход концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городов Беларуси %D 2018 %J Природные ресурсы %X      Антропогенное загрязнение городского воздуха является серьезной проблемой для многих стран. Безусловно, главную роль в предотвращении загрязнения атмосферы играет сокращение вредных выбросов. Однако немаловажное влияние на содержание загрязняющих веществ в городском воздухе оказывают также и метеорологические условия: в первую очередь ветер, способствующий переносу загрязнений от их источников, и вертикальная устойчивость атмосферы, которая определяет эффективность перемешивания атмосферы в вертикальном направлении, способствующего уменьшению концентраций загрязнений в приземном слое.     С использованием данных мониторинга Белгидромета выявлены существенные особенности влияния метеоусловий на качество воздуха в городах Беларуси. Установлено, что в течение суток наибольшие концентрации загрязняющих веществ чаще всего регистрируются в утреннее и вечернее время и значительно реже днем. Рост концентраций в утренние часы не зависит от сезона и происходит в одно и то же время, а вечерний пик частоты повышенных концентраций смещается на более позднее время суток при переходе от зимы к лету.     Суточный ход вертикальной устойчивости атмосферы над городами Беларуси показывает в среднем несущественные различия по всей территории страны: устойчивость повсеместно максимальна в ночное время, минимальна в послеполуденное и постепенно увеличивается от лета к зиме. Cуточный ход климатической нормы скорости ветра проявляет особенности, похожие на поведение максимумов концентраций загрязняющих веществ: вечером снижение скорости ветра также смещается по времени суток в зависимости от сезона, а утреннее повышение постоянно во времени и не зависит от сезона.     Однако определяющее влияние на появление утреннего и вечернего максимумов загрязнения городского воздуха оказывает интенсивность движения транспорта в светлое время суток. Метеорологические факторы играют существенную роль в формировании этих максимумов, но не главную. %U https://www.academjournals.by/publication/9883