PT - JOURNAL ARTICLE AU - Киреенко Н. В., AU - Борель К. В., TI - Механизм трансформации производственно-сбытовой системы АПК Республики Беларусь в условиях цифровой экономики DP - 2025-05-07 TA - Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия аграрных наук 4100 - 10.29235/1817-7204-2025-63-2-95-114 SO - https://www.academjournals.by/publication/19349 AB - Трансформация национальной системы ведения бизнеса Республики Беларусь в условиях цифровой экономики расширяет возможности субъектов хозяйствования в сфере производства и реализации продукции. В рамках устойчивого развития экономики агропромышленный комплекс (АПК) призван не только создавать необходимые резервы продуктов питания и сельскохозяйственного сырья для повышения уровня продовольственного обеспечения, но и гарантировать эффективное их продвижение на внутренний и внешний рынок с учетом покупательского спроса населения. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, по мере внедрения инструментов управления процессами цифровизации возникает необходимость трансформации производственно-сбытовой системы (ПСС) АПК Республики Беларусь на основе научно обоснованных подходов выстраивания новых конфигураций. Определена сущность, закономерности и принципы формирования современной ПСС, что позволило с учетом международной практики выделить особенности организации и управления каналами сбыта аграрной продукции в условиях цифровой экономики. Проведен анализ функционирования ПСС и рыночной инфраструктуры АПК в Республике Беларусь, а также выполнена оценка уровня цифрового развития аграрных организаций на основе интегрального показателя, включающего индексы роста нематериальных активов, стоимости основных средств, добавленной стоимости и снижения трудоемкости основных видов продукции. В дополнение разработан механизм совершенствования организации производства и системы управления каналами сбыта продукции на основе цифровизации, включающий концепцию создания оптово-распределительных центров (ОРЦ) для расширения экономического взаимодействия субъектов на основе государственно-частного партнерства. Практическое внедрение полученных результатов будет способствовать формированию новых цепочек поставок, развитию цифровых и аналитических платформ, изменению моделей торговли, обеспечивающих трансформацию внутренних взаимосвязей между субъектами ПСС АПК и диверсификацию каналов распределения продукции за счет электронных торговых площадок, ОРЦ, маркетплейсов.