RT - article SR - Electronic T1 - Оптимизация неоднородной зарядной инфраструктуры и расписания зарядки электробусов для городских маршрутов JF - Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-математических наук SP - 2025-03-26 DO - 10.29235/1561-2430-2025-61-1-74-88 A1 - Гущинский Н. Н., A1 - Ковалев М. Я., A1 - Розин Б. М., YR - 2025 UL - https://www.academjournals.by/publication/19240 AB - Рассматривается задача оптимизации комплектации узлов городской транспортной сети разнотипными зарядными станциями и суточного расписания зарядки для парка разнотипных электробусов с аккумуляторными батареями. Зарядные станции депо должны обеспечивать медленную зарядку в ночное время батарей электробусов до максимального уровня, зарядные станции терминалов маршрутов – быструю частичную подзарядку батарей, достаточную для выполнения электробусами очередных рейсов их дневных заданий в пределах представительного периода дня. В качестве критерия оптимальности принята минимизация суммарной суточной стоимости зарядных станций, износа батарей электробусов и потребленной электроэнергии. Разработана математическая модель задачи в форме смешанного целочисленного линейного программирования. Исследованы средства повышения эффективности модели за счет дополнительных ограничений и выделено наиболее эффективное подмножество таких ограничений. Проведенный компьютерный эксперимент со случайно генерируемыми задачами подтвердил хорошую работоспособность модели для задач средней и большой размерности.