@article{Мдивани Т. Г.2017-08-16, author = { Мдивани Т. Г.}, title = {КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКИ В БЕЛОРУССКОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ}, year = {2017}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Содержанием статьи является когнитивный аспект музыкальной целостности. Главная идея введения заключается в тезисе: мир, воплощенный в музыке, и музыка как мир есть не что иное, как особым образом организованный музыкальный смысл и смысл музыкального текста. В основной части рассматривается процесс развития композиторской мысли на примере произведений белорусских композиторов – А. Литвиновского и В. Кузнецова. Отмечается, что в сочинениях сосредоточены многообразные когнитивные модели, музыкальные концепты и процедуры смыслополагания, поскольку автор, в каком бы стиле он ни писал, всегда выступает творцом нового музыкального мира, раскрывая посредством звука и музыкальный смысл, и духовную сущность человека, и жизнь Вселенной. Важнейшим этапом анализа музыки является установление его когнитивной модели как содержащей определенную совокупность смысловых единиц – элементарных, базовых, которые выполняют разные функции в процессе смыслополагания. Их взаимодействие образует концептуальную систему, в которой лидирующее место принадлежит концептуально значимым средствам музыкального языка и образам. В заключении отмечается, что музыка не содержит в себе прямых связей с конкретными жизненными образами и понятиями даже при наличии названия или программы сочинения. Поэтому рассмотрение вопроса специфического соотношения музыкального и внемузыкального начал как ядра смыслового содержания творческой композиции требует особого междисциплинарного знания и релевантного творческому продукту методологического инструментария.}, URL = {https://www.academjournals.by/publication/14204}, eprint = {https://www.academjournals.by/files/14167}, journal = {Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук}, }