Танец Буто – авангардный стиль танца, который возник в Японии в начале 1960-х гг. в творчестве Т. Хиджиката и К. Оно. Танец Буто предложил радикально новые принципы организации хореографического материала и взаимоотношения исполнителя с его собственным телом, новаторские приемы работы с образом и сценическим пространством. Среди основных принципов танца Буто можно выделить акцентуацию на движение тела, а не на точную хореографию, принципы «пустого тела» и телесной археологии, пребывание актера и его тела в пограничном физическом и психическом состоянии, радикальную субъективность исполнителя, обращение к творческим силам подсознания, отказ от традиционных представлений о гармонии и красоте. В Беларуси танец Буто начинает осваиваться в начале 2000-х гг. и органично входит в сценическую практику отечественных хореографических коллективов и пластических театров, в том числе пластического театра «ИнЖест» В. Иноземцева и независимого хореографа И. Ануфриевой. Среди основных аспектов танца Буто, которые выделяют отечественные режиссеры и танцоры, можно назвать осмысленность движения, его спонтанность и импровизационность; понимание движения как средства выявления подсознательных импульсов; тесное взаимодействие движений тела и образов; выявление в хореографии памяти тела; принцип пространственной драматургии; преодоление понимания танца как иллюстрации музыки, эмоций, образа. Танец Буто нарушает каноны и традиции сценического искусства и раскрывает огромный потенциал развития новых театральных и хореографических форм.
Скачкоў Д. С. ТАНЕЦ БУТА: АСНОЎНЫЯ ПРЫНЦЫПЫ І ІХ АСЭНСАВАННЕ Ў СУЧАСНЫМ БЕЛАРУСКІМ ПЛАСТЫЧНЫМ ТЭАТРЫ. Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук. 2017;(2):76-81.
1. Никитин, В. Н. Энциклопедия тела : психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В. Н. Никитин. – М. : Алетея, 2000. – 624 с.
2. Васенина, Е. Закатать в Буто, или так сказал Хидзиката / Е. Васенина // ZAART [Электронны рэсурс]. – 2006. – Рэжым доступу : http://mmj.ru/index.php?id=161&article=633.
3. Ключарева, О. О некоторых сторонах Японской “Новой Волны”, которая, в сущности, не так нова / О. Ключарева // Окно в Японию [Электронны рэсурс]. – 2003. – Рэжым доступу : http://ru-jp.org/klyuchareva01.htm.
4. Колесникова, Н. О чем молчат движения / Н. Колесникова // Первый глобальный портал о музыкальной и около культурной жизни городов России [Электронны рэсурс]. – Рэжым доступу : http://www.back-stage.ru/report/teatrtipo/0003.
5. Кэйсукэ, С. Буто – тело как искусство / С. Кэйсукэ // “ Современный танец” [Электронны рэсурс]. – 1999. – № 11. – Рэжым доступу : http://www.iatp.md/contemporarydance.html.
6. Тошихару, К. Танец Буто как метод психосоматического исследования / К. Тошихару [Электронны рэсурс]. – Рэжым доступу : http://girshon.ru/article/tanets-buto-kak-metod-psihosomaticheskogo-issledovaniya-toshiharu-kasai.
7. Fraleigh, S. Dancing into darkness. Butoh, Zen, and Japan / S. Horton Fraleigh. – University of Pittsburgh Press and Dance Books Ltd., 1999. – 267 p.
8. Fraleigh, S. Hijicata Tatsumi and Ohno Kazuo / S. Fraleigh, T. Nakamura. – Padstow; Cornwall : Book Now Ltd and TJ International Ltd, 2006. – 180 p.
9. Завадская, И. В театральных буднях – праздник буто / И. Завадская // Советская Белоруссия [Электронны рэсурс]. – 2002. – № 137. – Рэжым доступу : http://tv.sb.by/kultura/article/v-teatralnykh-budnyakh-prazdnik-buto. html?AJAX_MONTH=2&AJAX_YEAR=2016.
10. Коломенская, И. Танцевальный дуэт Востока и Запада / И. Коломенская // БДГ [Электронны рэсурс]. – 1999. – № 6. – Рэжым доступу : http://bdg.press.net.by/1999/1999_04_02.569/japan.shtml.
11. Матяс, И. Проводы зимы на “Елке У” / И. Матяс // БДГ [Электронны рэсурс]. – 2001 – № 5. – Рэжым доступу : http://www.belgazeta.by/ru/2001_02_05/obschestvo/2001.
12. Bergmark, J. Butoh – revolt of the flesh in Japan and a surrealist way to move / J. Bergmark // Mannen pagatan [Электронны рэсурс]. – Рэжым доступу : http://www.surrealistgruppen.org/bergmark/butoh.html.
13. Улановская, С. Вначале было тело / С. Улановская // ArtAktivist [Электронны рэсурс]. – Рэжым доступу : http://artaktivist.org/theatre/vnachale-bylo-telo
14. Мелкумова, Я. Душевная техника Мин Танака / Я. Мелкумова // PRO ART Культурная журналистика [Электронны рэсурс]. – Рэжым доступу : http://proarte.spb.su/ru/programm/art-jurnal/reviews?id=385.
15. Вавілава, Н. Анатомія ІнЖэста / Н. Вавілава // Мастацтва. – 2006. – № 7. – С. 26–27.