%0 article %A Никитевич А. В., %T Словообразовательная пара: теория и практика лексикографирования %D 2019 %R 10.29235/2524-2369-2019-64-4-450-456 %J Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук %X Статья посвящена такой хорошо известной, на первый взгляд, в теории словообразования единице, как словообразовательная пара. Построение различных фрагментов словообразовательного гнезда базируется на основе различных объединений родственных единиц (словообразовательных цепочек, словообразовательных парадигм), важнейшим элементом которых является словообразовательная пара. С учетом особенностей словообразовательной лексикографии представляется достаточно актуальным вопрос: сколь различно семантическое наполнение словообразовательных пар в некоторых подсистемах русского языка (литературный язык/говоры)? Словообразовательные пары могут наполняться различным семантическим содержанием, так как различны лексические значения производящей и производной единиц. Однако очевидно, что словообразовательная пара - это результат моделирования, при котором учитывается собственно словообразовательная семантика. Если в каждом конкретном случае учитывать и лексические значения производящих и производных, то приходится говорить о наличии некоторого количества лексико-словообразовательных пар. Автор обращает внимание на необходимость рассмотрения трех групп единиц: 1) словообразовательные пары как объединения слов в системе литературного языка; 2) словообразовательные пары диалектные, которых не знает литературный язык; 3) словообразовательные пары синтезированного типа, когда возможное объединение связывает слово диалектное и слово литературного языка. В последнем случае производные слова в говорах нередко претендуют на роль «заполнителей» словообразовательных и семантических лакун. %U https://www.academjournals.by/publication/14102