PT - JOURNAL ARTICLE AU - Мдивани Т. Г., TI - О новых сценических жанрах в музыке второй половины ХХ века DP - 2023-05-03 TA - Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук 4100 - 10.29235/2524-2369-2023-68-2-130-139 SO - https://www.academjournals.by/publication/13870 AB - Рассматриваются новые музыкально-театральные жанры, которые демонстрируют постнеклассическое музыкальное мышление. Наиболее распространенными являются хэппенинг, перфоманс и инструментальный театр. Жанры по-разному анализируются В. Петровым, М. Переверзевой, Ю. Гниренко и М. Катунян, но, однако, без раскрытия их онтологии и логической основы. Главными отличительными особенностями новых сценических форм являются разомкнутость структуры, креативная функция исполнителей и временная неограниченность, что указывает на ризому и ризомное мышление композиторов. Предлагается рассматривать новые музыкально-театральные реалии как нелинейные, в частности, диссипативные, основанные на нелинейном типе детерминизма – самодетерминизме. На его основе утверждается рациональный конструкт в виде самоорганизации (исполнителя), или исполнительской воли, который обеспечивает музыкальному материалу качество целостности. Другой формой новых музыкально-сценических жанров, сформировавшихся в постнеклассическую эпоху, или в эпоху постмодерна, является альтернативный музыкальный театр. Он представлен альтернативной оперой и альтернативным балетом, в которых устанавливается эстетика консонанса, антимимезиса и показа (вместо переживания), а также многовариантная реализация музыкально-театрального замысла (концерт, театральная сцена и др.). В качестве аналитического материала избраны произведения американского композитора Д. Кейджа, российского композитора В. Мартынова, белорусских композиторов В. Кузнецова, Л. Симакович, А. Короткиной.