@article{Мдивани Т. Г.2023-05-03, author = { Мдивани Т. Г.}, title = {О новых сценических жанрах в музыке второй половины ХХ века}, year = {2023}, doi = {10.29235/2524-2369-2023-68-2-130-139}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Рассматриваются новые музыкально-театральные жанры, которые демонстрируют постнеклассическое музыкальное мышление. Наиболее распространенными являются хэппенинг, перфоманс и инструментальный театр. Жанры по-разному анализируются В. Петровым, М. Переверзевой, Ю. Гниренко и М. Катунян, но, однако, без раскрытия их онтологии и логической основы. Главными отличительными особенностями новых сценических форм являются разомкнутость структуры, креативная функция исполнителей и временная неограниченность, что указывает на ризому и ризомное мышление композиторов. Предлагается рассматривать новые музыкально-театральные реалии как нелинейные, в частности, диссипативные, основанные на нелинейном типе детерминизма – самодетерминизме. На его основе утверждается рациональный конструкт в виде самоорганизации (исполнителя), или исполнительской воли, который обеспечивает музыкальному материалу качество целостности. Другой формой новых музыкально-сценических жанров, сформировавшихся в постнеклассическую эпоху, или в эпоху постмодерна, является альтернативный музыкальный театр. Он представлен альтернативной оперой и альтернативным балетом, в которых устанавливается эстетика консонанса, антимимезиса и показа (вместо переживания), а также многовариантная реализация музыкально-театрального замысла (концерт, театральная сцена и др.). В качестве аналитического материала избраны произведения американского композитора Д. Кейджа, российского композитора В. Мартынова, белорусских композиторов В. Кузнецова, Л. Симакович, А. Короткиной.}, URL = {https://www.academjournals.by/publication/13870}, eprint = {https://www.academjournals.by/files/13836}, journal = {Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук}, }