@article{Мдивани Т. Г.2024-08-01, author = { Мдивани Т. Г.}, title = {О преемственности в музыкальном авангарде}, year = {2024}, doi = {10.29235/2524-2369-2024-69-3-221-229}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {На основе музыковедческого анализа композиторского текста рассматриваются важнейшие стилевые репрезентанты авангардной музыки ХХ века: додекафония, коллаж, сонорика. При характеристике додекафонии отмечаются ее новые, неклассические черты, связанные с равноправностью 12 тонов, опорой на принцип ряда, означающий линейную концепцию музыки, строгий детерминизм и эстетический инфантилизм. Объясняются причины исчерпания ресурсов додекафонии как творческого метода и его преемственная связь с музыкальной классикой. При характеристике коллажа раскрываются его опора на принцип казуальности и тесная связь с феноменом цитирования, представленного в постнеклассической музыкальной парадигме в гиперболизированной форме. Особое внимание уделяется сонорике, содержащей интенцию к красоте и чувственности. Рассматриваются различные типы сонорного текста, где выделены такие параметры, как пространственность, гипермногоголосие, тембрика. Указывается, что акцентуация красочной звучности привела к “монотонии роскоши”, принципа повторяемости – к излишней конструктивной простоте, тембровой стороны музыки – к однообразию стилевого рисунка. Обозначен генезис явления – стереофоническая звучность храмовой музыки. Цель статьи – раскрыть линии преемственных связей авангардных новаций, задачи – показать пути адаптации классических принципов музыки в музыкальном авангарде ХХ века, представленном неклассическим и постнеклассическим стилем музыкального мышления. Главным выводом работы является теза Littĕra scripta manet.}, URL = {https://www.academjournals.by/publication/13839}, eprint = {https://www.academjournals.by/files/13805}, journal = {Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук}, }